Как ИТ-директор помогает бизнесу преодолеть «цифровую пропасть»

Отсутствие четкого понимания механизмов цифровой трансформации современного предприятия очень быстро приводит к катастрофическому увеличению «цифровой пропасти» между конкурентами, по-разному понимающими задачи ИТ-отдела в стремительно меняющемся цифровом мире. Основная задача CIO заключается в выборе наиболее эффективных инноваций для извлечения новых возможностей для бизнеса без ущерба уже существующим успехам.
18.09.2016

Любые рассуждения на тему цифровой трансформации ИТ-подразделения современного предприятия базируются на аксиоме о необходимости переноса акцентов с инфраструктурных вопросов на приложения и аналитику. Именно это могло бы поддержать в компании достойный уровень коммуникаций с потребителями и помочь руководству ИТ-службы вовремя реагировать на постоянно меняющиеся бизнес-требования.

Аналитики IDC называют этот процесс «Цифровая трансформация» (Digital transformation). В более широком универсальном смысле под цифровой трансформацией подразумевают финальный этап охвата цифровых технологий: от цифровой компетенции через цифровое потребление к цифровой трансформации.

recruiter-tips

Большинство ИТ-директоров (CIO) современных предприятий без колебаний признают, что традиционные ИТ-модели уже не могут удовлетворять лавинообразно растущим цифровым потребностям бизнеса. При отсутствии правильного понимания этой простой истины цифровой разрыв между тем, что делает ИТ-отдел, и тем, что действительно требуется бизнесу, может очень быстро превратится в непреодолимую для предприятия пропасть, которую с легкостью перепрыгнут конкуренты, более успешно адаптировавшиеся к трендам рынка.

Сегодня изменения затрагивают даже такой консервативный и жестко регулируемый сектор, как финансовые сервисы: молодые финансовые компании, преуспевшие в работе с технологиями, заявляют во всеуслышание, что в будущем банковское дело и вовсе вполне обойдется без самих банков.

Цифровая трансформация – это не вопрос будущего, это насущный вопрос выживания для любого предприятия, уверен Хьюберт Йошида(Hubert Yoshida), ИТ-директор (CTO) компании Hitachi Data Systems. «Как и любая другая серьезная реорганизация бизнеса, цифровая трансформация получит шансы на успех только с компетентным лидером – в данном случае CIO, готовым начать с себя и затем повести за собой всех сотрудников своего департамента», – считает эксперт.

Делать больше с меньшими затратами

ИТ-подразделение не должно позиционироваться как центр по экономии расходов, такая стратегия заведомо неудачна для ИТ-директора современного предприятия. Снижение цены за терабайт, расходов на инфраструктуру или сокращение числа сотрудников – уже не панацея. Оперативное внедрение современных технологий, таких как виртуализация, конвергентные или облачные решения, поможет гораздо больше, нежели манипуляции с оборудованием или штатом.

Процесс цифровой трансформации ИТ требует новой квалификации, времени, денег и руководящих навыков. Если ИТ-служба продолжает работать как центр расходов, проще уволить ИТ-директора и делегировать его обязанности вице-президенту по финансам. В конце концов такое ИТ-подразделение будет плестись в хвосте, оставаться в тени, не справится с цифровыми запросами бизнеса, и, наконец, создаст массу проблем в плане безопасности, интеграции, доступности, отчетности и технологического роста – всего того, что входит в задачи ИТ.

Бимодальная ИТ-служба

Бимодальная ИТ-служба – это путь, который сегодня рекомендует Gartner. В статье для Forbes «Зачем бизнесу бимодальная ИТ» (Why Business Needs Bimodal IT) Питер Сондергаард (Peter Sondergaard), старший вице-президент Gartner, объяснил разницу между двумя режимами работы бимодальных ИТ-служб: «В режиме №1 ИТ-структура работает как традиционный ИТ-сервис с максимальным уровнем безопасности и тщательности — именно это традиционные ИТ-службы делают лучше всего. В режиме №2 акцент переносится на оперативность и скорость – качества, которые более присущи цифровым стартапам. Таким образом, одна и та же структура может работать с двумя скоростями, при этом бизнес скоординирован, синхронизирован и вооружен всеми актуальными данными. Более того: бизнес сосредоточен на общей, а не конкурентной цели: повышении производительности».

Цифровая пропасть не будет преодолена до тех пор, пока ИТ-служба не научится работать в двух режимах – традиционном для классических бизнес-задач и более подвижном для привлечения всех возможностей игры на цифровом поле для инновационных идей бизнеса.

Согласно данным исследования Gartner, около 45% ИТ-директоров уже задействуют второй скоростной режим работы своей службы, а к 2017 г. агентство прогнозирует, что примерно 75% ИТ-структур научатся работать в бимодальном режиме.

Полное переосмысление

Цифровая трансформация предприятия невозможна без переосмысления структуры ИТ-службы, вплоть до пересмотра роли каждого сотрудника. Со своей стороны ИТ-директор может обратиться к эффективному и проверенному временем «мозговому штурму».

Профильные семинары и «мозговой штурм» совместными усилиями всех профессионалов по переосмыслению принципов управления ИТ-службой может занять несколько недель, но итоговый результат полностью изменит будущее предприятия. «В эпоху цифровой трансформации CEO предприятия ожидает от ИТ-директора использования всех возможностей для выхода на новых потребителей, новые источники дохода, сохраняя при этом свои основные бизнес-сервисы, – говорит Хьюберт Йошида. – Вне зависимости от того, перейдет ли ИТ-служба предприятия на бимодальный путь или выберет реорганизацию с нуля, для преодоления цифровой пропасти бизнесу потребуются совершенно новые продукты и сервисы от компаний вроде Hitachi Data Systems для эффективного использования преимуществ аналитики, социальных и облачных технологий».

Для полного раскрытия сознания каждого участника «мозгового штурма» важно с самого начала не брать в расчет прошлые заслуги и звания. Никому никаких привилегий, как будто текущие рабочие места и должности просто не существуют. Полное переосмысление всей структуры ИТ-службы с нуля под девизом «не оставим камня на камне». Новая, переосмысленная ИТ-структура предприятия должна включать в себя три различные команды, не существовавшие ранее.

ИТ-возможности: главной задачей этой команды является достижение высокой эффективности ИТ-службы, работа на опережение спроса, апробация и адаптация новейших ИТ-технологий в качестве обучающей лаборатории для бизнеса.

Облачные сервисы: одно из самых мощных трансформационных изменений. Для многих компаний переход в облака может быть связан с болезненным решением о реструктуризации команд, сфокусированных на вычислительных платформах Unix и Wintel, системах хранения, коммуникаций и других традиционных технологиях. Их место рано или поздно займет единая «облачная» команда, которая возьмет на себя все ИТ-сервисы предприятия.

Унифицированные коммуникации: разрозненные ранее по различным департаментам коммуникационные технологии должны быть объединены в единый узел «унифицированных коммуникаций» под управлением одной команды. Такой узел может объединять сервисы электронной почты, внутренние голосовые коммуникации, видео, телефонию, мессенджер, конференции и потоковые технологии, предоставляя фундаментальную сетевую компетентность, мобильные и социальные инновации для сотрудников предприятия, его партнеров и заказчиков.

По мнению аналитиков IDC, 2016 г. станет поворотным моментом для многих предприятий на пути цифровой трансформации, которую также называют ИТ-трансформацией. Для достижения взаимовыгодного успеха потребуется более плотное сотрудничество между ИТ-службами и поставщиками оборудования.

Аркадий Золотовицкий, директор по развитию компании i-Sys, в интервью на конференции Коммерсантъ для финансовых директоров обозначил основные тренды и технологии цифровой трансформации бизнеса, влияющие на управление финансами: учитывая их, можно наиболее эффективно воспользоваться ростом данных в мире и научиться быстро принимать правильные решения.

Первый аспект — выстроить наиболее продуктивную информационную среду внутри компании. По словам Аркадия Золотовицкого, есть несколько базовых факторов, влияющих на совершенствование бизнес-процессов: платформы, мобильность, возможность самообслуживания (селфсервис) и надежность.

«Как правильно подходить к выбору платформы? В идеале, она должна быть такой, чтобы бизнес мог в дальнейшем сам себя автоматизировать для решения своих бизнес-задач, — пояснил господин Золотовицкий и привел в пример собственный опыт построения такой платформы в компании «Тройка-диалог». — Времена, когда каждый раз для решения новых задач привлекались дорогие специалисты, прошли. За счет построения в компании единой платформоориентированной среды мы увеличили скорость исполнения бизнес-процессов, сократили время доведения изменений до конечных пользователей. Кроме того, за счет построения единой среды мы сэкономили на поддержке, снизили стоимость услуг, доходность компании выросла. Вообще, как правило, затраты на такие платформенные решения окупаются за 2-3 месяца».

Обсуждая вопрос селфсервиса, господин Золотовицкий подчеркнул, что финансисты всегда были одни из самых самодостаточных специалистов: с помощью программы «Exel» они могли абсолютно самостоятельно решить достаточно широкий круг задач. «Но, как я уже отметил выше, данных становится все больше, сейчас необходимы современные технологии, с помощью которых можно также самостоятельно соединять данные из самых разных систем и обрабатывать их».

Ну и, конечно, отдельное внимание в совершенствовании бизнес-процессов уделяется мобильности: «Мы не хотим останавливаться просто потому, что кто-то куда-то уехал», — подчеркнул Аркадий Золотовицкий.

Второй аспект цифровой трансформации бизнеса, по словам Аркадия Золотовицкого, связан с использованием «больших данных» — big data — которые генерируются как внутри компании, так и во вне:

«Сюда мы включаем соцсети и интернет в целом, а также интернет вещей и прогнозную аналитику. Внедрение алгоритмов обработки больших данных, умение грамотно использовать возможности искусственного интеллекта и прогнозной аналитики — источник выгоды», — подчеркнул он.

И, наконец, третий аспект — изменение принципов общения бизнеса и поставщика ИТ услуг. В качестве примера Аркадий Золотовицкий рассказал о такой новой модели использования ИТ, как подписки, то есть не покупать дорогостоящее оборудование и программное обеспечение, а брать его как сервис оплачивать исходя из объемов использования. Это актуально в момент, когда бизнес может и резко сжаться, и начать расти. Кроме того, модель подписок позволяет гарантированно работать всегда на новых версиях ПО: вы покупаете сервис и уже не заботитесь о том, кто, когда и как будет обслуживать и обновлять ваше оборудование.

«Сегодня ИТ составляет 70% успеха вашего бизнеса. По мнению экспертов, в самой ближайшей перспективе доля ИТ технологий дойдет 90%», — резюмировал Аркадий Золотовицкий в финале своего выступления.

Источник: CNews